Память
Савельев Герман Михайлович
ОН НАВСЕГДА ОСТАЛСЯ В ТЕАТРЕ
Есть актеры, которые даже после ухода из жизни навсегда остаются в театре. Это всегда личности неординарные, выходящие за рамки обыденности, полностью отдававшие себя театру. Герман Михайлович Савельев был одним из таких актеров.
Ураган 1917 г. вынес его, сына типографского рабочего, из родного Петрограда в революцию. Он был начальником дружины по охране революционного порядка, штурмовал Владимирское офицерское училище, выбивая засевших там офицеров, а позже защищал город от Юденича.
Демобилизовавшись в 1921-м, возвратился в Петроград и пришел в театр. Савельев начал работать в театрах миниатюр: «Летучая мышь», «Пиковая дама», «Летний буфф». Он выступал рядом с молодой Р. Зеленой и опытным Н. Петровым, играл в скетчах М. Рейснера (отца легендарного комиссара флота Ларисы Рейснер), в их доме был представлен Н. Евреинову. Последний и привел его в оперетту.
В 1935 г. Савельев приезжает в Иваново, поступает на сцену театра Музыкальной комедии. У него было самое веселое опереточное амплуа - простак, подкрепленное взрывным темпераментом и неуемной жаждой жизни. Впрочем, Савельев никогда не замыкался в рамках одного амплуа. Зупан («Марица»), Помероль («Бал в Савойе»), Бони («Сильва»), Микки («Вольный ветер»), Пьер Тибо («Любовь актрисы»), Янко («Последний чардаш»), Франк («Летучая мышь»), Наполеон («Баядера»), Робинзон Крузо («Клуб знаменитых капитанов») - это список лучших, по мнению рецензентов того времени и зрителей, работ актера.
Многие роли Савельев играл в дубле или в партнерстве с Эммануилом Исааковичем Майем. О том, что творили они в ролях Цвана и Дузеля в «Мартине-рудокопе», ходят легенды. А как играли Косого в оперетте из жизни фабричного Иванова «Шаль с кистями», этакого пропойцу и полицейского агента, и сегодня рассказывают шепотом, уж очень их герой был похож на одного крупного милицейского начальника.
Герман Михайлович очень любил своих героев и добродушно посмеивался над их слабостями. А сам был человеком решительным. В 1946 г. в городе проходила творческая конференция о репертуаре. Дана была установка: заклеймить «венскую оперетту». И клеймили, в том числе многие актеры. Сначала Савельев не встревал. Знал, что «против лома нет приема». И даже позволил себе пошутить над одной из актрис, которая призналась с трибуны о своем самом большом в жизни желании - сыграть колхозного передовика «Посмотрю я, голубушка, как ты со своей королевской статью и холеными ручками будешь выводить арию свинарки Нюры». Но когда увидел, что режиссер театра Ю. Генин остался в одиночестве, ринулся ему на помощь. В те годы решиться пойти против «линии партии» мог или смельчак, или безумец...
Вот еще эпизод из истории Ивановского музыкального театра. В декабре 1942 г. концертная бригада артистов театра отправилась на фронт. Из отчета бригадира фронтовой бригады Г. Савельева в обком профсоюза работников искусства. «Ввиду того, что стояла холодная погода и на воздухе нельзя было выступать, концерты проводились в немногих уцелевших избах... Изба наполнялась фронтовиками до отказа, но вместить больше 100 человек никак не могла, а потому, чтобы обслужить как можно больше бойцов и командиров, я ввел сеансовую систему. Начинали концерты в 10 часов утра и заканчивали в 17 часов, доводя до 4-5 сеансов... За 24 дня бригада сделала 60 концертов».
Они выступали на передовой, не думая об опасности. Усталые, голодные, но безумно счастливые, вернувшись домой и отдохнув, снова попросились на фронт. Они - это А. Альская, В. Усольцев, П. Маркин, Н. Новичков, Е. Кочергина. Актеры ставили одно условие: поедут только вместе с Савельевым, с ним спокойно и безопасно.
Когда в июне 1945 г, на сцене театра проходил творческий отчет Германа Михайловича, посвященный 25-летию сценической деятельности, артисты придумали театрализовать биографию Савельева, и фронтовые эпизоды туда тоже вошли. А во втором отделении пустили второй акт «Сильвы». Весь сбор поступил в фонд помощи детям погибших фронтовиков.
Я ни в коем случае не хочу идеализировать Савельева. Разным он был. И играл неровно. Строгий критик 30-40-х годов Вальсингам не раз ругал его на страницах газеты «Рабочий край». Иногда встречались и резкие обвинения. Говорят, что спокойный, воспитанный К. Станиславский после критических статей хватал пистолет и шел разбираться с критиком. Интересно, как поступал импульсивный и эмоциональный Савельев?
Он очень любил театр, в котором работал. Вместе с краеведом Ю. Глебовым попытался написать историю театра, и она по сей день здесь хранится. Он мечтал написать книгу о своих партнерах, о режиссерах, с которыми довелось работать, о нашем городе, который стал ему родным. Не пришлось. В 1962 году его не стало.
Наталья Шутова
-
ГБУ "Ивановский музыкальный театр" 153000 г. Иваново, пл.Пушкина, д. 2Касса: +7 (4932) 30-16-76Администрация: +7 (4932) 30-87-59
ТЕАТР - УЧАСТНИК ПРОГРАММЫ "ПУШКИНСКАЯ КАРТА"