Память

Матвеев Матвей Аронович

артист-вокалист


РОМАН С ПЕРСТНЕМ И РОЗОЙ

«Артисту Ивановского театра Музыкальной комедии Матвееву Матвею Ароновичу.

Дорогой Матвей Аронович!

30 самых ярких лет Вы отдали Ивановскому театру Музыкальной комедии. С самого начала работы на сцене нашего театра и до сего­дняшних дней Вы остались одним из самых популярных артистов ива­новского зрителя.

Ваше имя будет записано в историю Ивановского театра Музыкаль­ной комедии как великолепного мастера оперетты. Ваш большой твор­ческий вклад в дело становления нашего театра будут всегда помнить Ваши друзья - актеры и многочисленные почитатели вашего таланта - зрители.

Мы любили Вас и никогда не забудем!

Ваши друзья и коллеги по театру. Февраль 1966 года»

- Матвеев? Нет, не помню, спросите лучше у более пожилых акте­ров...
- Ну, был такой, умер в конце 70-х. Нет, я с ним вместе не играла, только слышала о нем от Л. Г. Адамантовой...
- В музее театра были его фотографии, покойная Л. Россини соби­рала тогда все по истории нашего театра, а так я никогда специально им не интересовался!..
- Нет, никогда не слышала о нем! А что, стоящий был актер?

Флит-Матвеев Матвей Аронович родился в 1893 году в Киеве. От родителей унаследовал статность, благородные манеры, элегантность, неистребимый еврейский акцент и удивительной красоты перстень: зо­лотой, массивный, с синим сапфиром и двумя бриллиантами. Перстень был гордостью актера. Подаренный на совершеннолетие, он всегда был с ним. Играя светских героев из венских оперетт, Матвеев неизменно надевал его. Старые актеры рассказывали, что однажды Матвей Аронович забылся и вышел с перстнем в роли Назара в «Свадьбе в Малиновке». Заметил промах уже на сцене (перстень плохо снимался), пришлось порвать носовой платок и перебинтовать палец, чем тут же дал повод для насмешек актеру Герману Савельеву. Тот долго потом не давал ему проходу, едко интересуясь: «Ну как, сегодня тоже с фу­рункулом на пальце играть будешь?».

В Иваново он приехал из Свердловска. Признание ивановской пуб­лики Матвеев завоевывал постепенно. У него был прекрасный тембр, изысканные манеры, обаятельная улыбка, он умел носить фрак. Роли, к сожалению, получал не всегда подходящие к его внешним данным, но почти всегда органично «срастался» с ролью.

Получив роль Якова Кочевого, вожака цыганского табора в «Со­ловьином саду» очень расстроился, было в роли что-то от мелодрама­тического злодея. Матвеев сумел преодолеть фальшивость роли, на­делил Якова многими чертами своего знакомого цыгана - его герой стал убедителен. Граф Данило в «Веселой вдове», Стэнли в «Одинна­дцати неизвестных», Князь в «Кэто и Котэ», Кордано в «Кораллине», Розегти «Цирк зажигает огни», Фелиппе «Поцелуй Чаниты», Ферри «Сильва», Ферфакс в «Гейше» - все эти образы были окрашены лично­стным отношением актера и предельно органично сыграны.

В оперетте «Весна поет» Д. Кабалевского он так тонко, с чувством юмора сыграл роль профессора Куприянова, что сам композитор, при­дя за кулисы, протянул актеру руку и сказал: «Ваш Куприянов доставил мне истинное удовольствие!». Старый актер Цезарь Галль из оперетты «Вольный ветер» удачно сочетал в себе душевное благородство и чув­ство собственного достоинства. Роль писателя Аристида Фобла в опе­ретте «Бал в Савойе» была одной из любимых Матвеевым ролей. В оперетте был оригинальный сюжет: певица Мадлен Тибо (ее блестя­ще играла Л. Адамантова) теряет меховую накидку, которую находит кельнер Анри Помероль (Г. Савельев), писатель Аристид Фобла, влюб­ленный в Мадлен, забирает у кельнера мех, чтобы возвращая его, по­знакомиться с певицей, но в спешке вместе с мехом прихватывает салфетку официанта - певица, естественно, принимает его за кельне­ра. Через всю пьесу проходит забавное узнавание. Роль Аристида Матвеев исполнял легко, свободно, с огоньком. Спектакль вышел в 1943 году. В зрительном зале сидели опаленные огнем Великой Отече­ственной войны солдаты и офицеры, вдовы и подростки, проводившие на фронт своих близких. Л. Г. Адамантова сказала как-то: «Обездолен­ный зал». Вот для этого обездоленного зала артисты играли на преде­ле искренности и зал зачарованно смотрел на сцену и... смеялся!

Матвеев учитывал каждую «смеховую паузу» и был очень доволен, если сбивался со счета.

У него была обаятельная улыбка, и редкая женщина могла пройти мимо. Но на личном фронте ему удивительно не везло. Первая жена умерла от тифа, вторая сбежала заграницу с известным борцом и толь­ко Нина Андреевна Гайдамак (сама певица), прожила с ним до самой его смерти.

Я держу в руках уникальные документы; членский билет Всероссий­ского театрального общества, принадлежащий Матвееву М. А. с датой вступления -1937 год, удостоверение № 126 актера Ивановского музы­кального театра с надписью «бессрочный», многочисленные грамоты и благодарственные письма за шефскую работу в воинских частях. Пе­ребираю старые афиши, удивляюсь самой старой из них: «В понедель­ник 13 июля предпоследняя гастроль юмориста-куплетиста М. А. Мат­веева», датированной 1920 годом, читаю официальную бумагу с сооб­щением о занесении имени актера Матвеева в Книгу почета обкома профсоюза работников культуры и областного управления культуры, датированную 1960 годом и пытаюсь понять, почему наша память так избирательна... Почему-то мы прекрасно помним имена творческих личностей, заезжавших в наш город с концертами и спектаклями на очень короткое время, но совершенно не помним актеров, проработав­ших в местных театрах большую часть своей жизни.

Матвей Аронович Флит-Матвеев умер 19 июля 1976 года. На его по­хоронах было много цветов, особенно красных роз: Матвеев боготво­рил красные розы. И именно их принесли почитатели его таланта на прощание с любимым исполнителем.

Он был стоящим актером!

Наталья Шутова

Контактная информация
Пушкинская карта
ТЕАТР - УЧАСТНИК ПРОГРАММЫ "ПУШКИНСКАЯ КАРТА"
Выберите раздел
  • Главная
  • История
  • Спектакли
  • Афиша
  • СМИ
  • Репертуар
  • Касса театра
  • Сцена театра
  • Наш коллектив
  • Память
  • Документы
  • Контакты
  • Гостевая книга
  • Культура для школьников
  • Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика