Память
Матвеев Матвей Аронович

РОМАН С ПЕРСТНЕМ И РОЗОЙ
«Артисту Ивановского театра Музыкальной комедии Матвееву Матвею Ароновичу.
Дорогой Матвей Аронович!
30 самых ярких лет Вы отдали Ивановскому театру Музыкальной комедии. С самого начала работы на сцене нашего театра и до сегодняшних дней Вы остались одним из самых популярных артистов ивановского зрителя.
Ваше имя будет записано в историю Ивановского театра Музыкальной комедии как великолепного мастера оперетты. Ваш большой творческий вклад в дело становления нашего театра будут всегда помнить Ваши друзья - актеры и многочисленные почитатели вашего таланта - зрители.
Мы любили Вас и никогда не забудем!
Ваши друзья и коллеги по театру. Февраль 1966 года»
- Матвеев? Нет, не помню, спросите лучше у более пожилых актеров...- Ну, был такой, умер в конце 70-х. Нет, я с ним вместе не играла, только слышала о нем от Л. Г. Адамантовой...
- В музее театра были его фотографии, покойная Л. Россини собирала тогда все по истории нашего театра, а так я никогда специально им не интересовался!..
- Нет, никогда не слышала о нем! А что, стоящий был актер?
Флит-Матвеев Матвей Аронович родился в 1893 году в Киеве. От родителей унаследовал статность, благородные манеры, элегантность, неистребимый еврейский акцент и удивительной красоты перстень: золотой, массивный, с синим сапфиром и двумя бриллиантами. Перстень был гордостью актера. Подаренный на совершеннолетие, он всегда был с ним. Играя светских героев из венских оперетт, Матвеев неизменно надевал его. Старые актеры рассказывали, что однажды Матвей Аронович забылся и вышел с перстнем в роли Назара в «Свадьбе в Малиновке». Заметил промах уже на сцене (перстень плохо снимался), пришлось порвать носовой платок и перебинтовать палец, чем тут же дал повод для насмешек актеру Герману Савельеву. Тот долго потом не давал ему проходу, едко интересуясь: «Ну как, сегодня тоже с фурункулом на пальце играть будешь?».
В Иваново он приехал из Свердловска. Признание ивановской публики Матвеев завоевывал постепенно. У него был прекрасный тембр, изысканные манеры, обаятельная улыбка, он умел носить фрак. Роли, к сожалению, получал не всегда подходящие к его внешним данным, но почти всегда органично «срастался» с ролью.
Получив роль Якова Кочевого, вожака цыганского табора в «Соловьином саду» очень расстроился, было в роли что-то от мелодраматического злодея. Матвеев сумел преодолеть фальшивость роли, наделил Якова многими чертами своего знакомого цыгана - его герой стал убедителен. Граф Данило в «Веселой вдове», Стэнли в «Одиннадцати неизвестных», Князь в «Кэто и Котэ», Кордано в «Кораллине», Розегти «Цирк зажигает огни», Фелиппе «Поцелуй Чаниты», Ферри «Сильва», Ферфакс в «Гейше» - все эти образы были окрашены личностным отношением актера и предельно органично сыграны.
В оперетте «Весна поет» Д. Кабалевского он так тонко, с чувством юмора сыграл роль профессора Куприянова, что сам композитор, придя за кулисы, протянул актеру руку и сказал: «Ваш Куприянов доставил мне истинное удовольствие!». Старый актер Цезарь Галль из оперетты «Вольный ветер» удачно сочетал в себе душевное благородство и чувство собственного достоинства. Роль писателя Аристида Фобла в оперетте «Бал в Савойе» была одной из любимых Матвеевым ролей. В оперетте был оригинальный сюжет: певица Мадлен Тибо (ее блестяще играла Л. Адамантова) теряет меховую накидку, которую находит кельнер Анри Помероль (Г. Савельев), писатель Аристид Фобла, влюбленный в Мадлен, забирает у кельнера мех, чтобы возвращая его, познакомиться с певицей, но в спешке вместе с мехом прихватывает салфетку официанта - певица, естественно, принимает его за кельнера. Через всю пьесу проходит забавное узнавание. Роль Аристида Матвеев исполнял легко, свободно, с огоньком. Спектакль вышел в 1943 году. В зрительном зале сидели опаленные огнем Великой Отечественной войны солдаты и офицеры, вдовы и подростки, проводившие на фронт своих близких. Л. Г. Адамантова сказала как-то: «Обездоленный зал». Вот для этого обездоленного зала артисты играли на пределе искренности и зал зачарованно смотрел на сцену и... смеялся!
Матвеев учитывал каждую «смеховую паузу» и был очень доволен, если сбивался со счета.
У него была обаятельная улыбка, и редкая женщина могла пройти мимо. Но на личном фронте ему удивительно не везло. Первая жена умерла от тифа, вторая сбежала заграницу с известным борцом и только Нина Андреевна Гайдамак (сама певица), прожила с ним до самой его смерти.
Я держу в руках уникальные документы; членский билет Всероссийского театрального общества, принадлежащий Матвееву М. А. с датой вступления -1937 год, удостоверение № 126 актера Ивановского музыкального театра с надписью «бессрочный», многочисленные грамоты и благодарственные письма за шефскую работу в воинских частях. Перебираю старые афиши, удивляюсь самой старой из них: «В понедельник 13 июля предпоследняя гастроль юмориста-куплетиста М. А. Матвеева», датированной 1920 годом, читаю официальную бумагу с сообщением о занесении имени актера Матвеева в Книгу почета обкома профсоюза работников культуры и областного управления культуры, датированную 1960 годом и пытаюсь понять, почему наша память так избирательна... Почему-то мы прекрасно помним имена творческих личностей, заезжавших в наш город с концертами и спектаклями на очень короткое время, но совершенно не помним актеров, проработавших в местных театрах большую часть своей жизни.
Матвей Аронович Флит-Матвеев умер 19 июля 1976 года. На его похоронах было много цветов, особенно красных роз: Матвеев боготворил красные розы. И именно их принесли почитатели его таланта на прощание с любимым исполнителем.
Он был стоящим актером!
Наталья Шутова
-
ГБУ "Ивановский музыкальный театр" 153000 г. Иваново, пл.Пушкина, д. 2
-
Электронная почтаivanovoteatr@mail.ru

ТЕАТР - УЧАСТНИК ПРОГРАММЫ "ПУШКИНСКАЯ КАРТА"