Память
Бруштейн Борис Матвеевич
ЗОЛОТОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
История Ивановского музыкального театра за семь с половиной десятилетий - это сотни и тысячи имен артистов, режиссеров, балетмейстеров, художников, работников постановочных цехов, директоров. И из этого списка подчас трудно выделить того и то, что перевернуло бы представление о театре, заставило в свое время столичных критиков говорить о коллективе как об уникальном организме, назвать театр "лабораторией современной музыкальной комедии".
Нашему театру повезло - такой удивительный человек нашелся: десятилетие его деятельности на посту главного режиссера театра принято называть "золотым десятилетием" Ивановской музкомедии. Имя его - Борис Матвеевич Бруштейн!
Приехав в Иваново в 1967 году, Борис Матвеевич сразу проявил свои лидерские качества: как генератор новых сценических идей, постановщике новаторским взглядом на репертуар, человек с тонким чутьем и пониманием зрительского интереса, навеянного нарождающимся "театральным бумом" 70-х. Он всегда подбирал в постановочную группу профессионал о в единомышленников, реализующих его режиссерскую концепцию слаженно и талантливо. Готовый всегда учиться всему и много, он требовал такой же полной отдачи до самоотверженности от артистов и постановщиков, и они платили ему за интенсивную и интересную театральную стихию своей жизни сценическими успехами и открытиями. Нетерпимость Бориса Матвеевича к разболтанности, отсебятине на сцене, к "подогреву" спиртным породила устойчивую фразу, которую и сейчас нередко произносят в адрес проштрафившегося артиста: "Эх, Бруштейна на тебя нет!". Дисциплина при нем была железная. Из воспоминаний заслуженного артиста России Ю. А. Когана: "Получается у артиста роль хорошо, "захватил" зал - Борис Матвеевич слова не скажет, но обязательно подойдет, по плечу хлопнет. Но уж если "завалил" - разнесет в пух и прах, места живого не оставит, такой разбор сделает, ночь потом не спишь, переживаешь..."
Все это вместе взятое сделало театр неотъемлемой частью жизни ивановцев. Какие спектакли Бруштейна выходили в то время! Премьер ждали; как ждут самых дорогих гостей! "Полярная звезда" В. Баснера, "Восемнадцать лет" В. Соловьева-Седова, "Верка... Надежда, Любовь", "Такая ночь", "Тогда в Севилье" М. Самойлова, "Черная береза" А. Новикова, "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова, "Под черной маской" Л. Лядовой, "Обыкновенное чудо" В. Гроховского... Классическая оперетта в то время переживала потерю зрительского интереса, повсеместно на сцены театров всех видов "жанров шагнула современность. Борис Матвеевич чутко уловил этот процесс, и его соавторство с ныне живущими композиторами, которые, как и он, хотели донести своей музыкой романтическую мечту о лучшей жизни, красивых человеческих отношениях, чувство любви к родной земле как отголосок Великой Победы, дало возможность многим этим музыкальным комедиям впервые увидеть свет на сцене Ивановской музкомедии.
Режиссер открывал в со временных героях характеры поэтические, возвышенные, одухотворенные. Но между тем подлинная романтика по этических характеров, безусловно, открылась в двух таких разных и успешных спектаклях, как "Тогда в Севилье" и "Обыкновенное чудо". Шуточную пьесу С. Алешина "Тогда в Севилье", рассказывающую о Дон Жуане, оказавшемся девушкой, Борис Матвеевич поставил как ироническую комедию о слепоте моды, заставляющей ценить в человеке не присущие ему в действительности качества, а лишь его репутацию. Спектакль получился праздничный и ярко театральный. Стремительный ритм запоминающихся мелодий Марка Самойлова, обилие танцев в постановке Натальи Базилевской и легкая воздушная сценография Якова Зейде создали в спектакле яркий фон для достаточно серьезного разговора о любви, о разнице между подлинностью и мишурой, искренностью чувства и фальшью. В романтической, музыкальной комедии В. Гроховского по пьесе Е. Шварца "Обыкновенное чудо" режиссер виртуозно, на контрасте сценических приемов раскрывает постулат сильного человека о необходимости решать свою судьбу самому и о преобразующей силе подлинной любви. Тщательно вычерчивая режиссерскую канву спектакля, психологически разрабатывая характеры персонажей, Борис Матвеевич никогда не упускал из виду такой обязательный компонент жанра, как юмор. "Тогда в Севилье" и "Обыкновенное чудо", при всей их трогательности и человечности, получились заразительно смешными. Но и тогда постановки классических оперетт оставались в поле зрения режиссера как дань жанру, как приверженность направлению театра. Оперетты "Веселая вдова" Ф. Легара, "Дьявольский наездник" И. Кальмана, "Цыганский барон" И. Штрауса, "Невеста Лукулла" Ж. Жильбера вошли в историю театра как образцы режиссерского сценического искусства.
Сама личность Бориса Матвеевича была настолько харизматической - талант, интеллект, артистизм, энергия и воля, что вызывала трепет не только в труппе театра, но и в руководстве отрасли культуры. Не посетить премьерный спектакль музкомедии не позволяли себе ни представители обкома партии, ни представители управления культуры - это считалось моветоном.
Апофеоз "золотого десятилетия Бруштейна" - гастроли нашего театра в Москве в 1975 году. В то время этот факт считался чуть ли не достижением вселенского масштаба. Но главный успех ивановцев заключался в переполненных залах, в огромных очередях за билетами, в восторженных статьях ведущих московских критиков в журналах "Театр", "Музыкальная жизнь", "Театральная жизнь". Одна из статей так и заканчивалась: "Гастроли Ивановского театра показали, что этот коллектив ищет свой путь в искусстве. У него известные удачи в плане освоения нового, в частности, произведений советских авторов. И ему по плечу создание художественно полноценных спектаклей на современную тему, в которых характеры персонажей раскрыты на доброкачественном, литературно и музыкально интересном материале". Это не повторялось потом уже никогда...
Борис Матвеевич все творческие задачи решал через актера. Его окружала сплоченная труппа выдающихся лицедеев: заслуженные артисты РСФСР Э. Май, В. Бирилло, Л. Высоцкая, С. Артюшкевич, В. Келин, Ю. Коган, И. Ситнова, В. Каннабих, Н. Дорошенко, Л. Грачева, В. Васильева и многие другие. Но любимейшей героической парой всегда оставались заслуженные артисты РСФСР Э. Кузнецова и Б. Кучинев. Именно им он поручал раскрыть сложный мир своих лирических героев, это они блистали в "Тогда в Севилье" и "Обыкновенном чуде". Эльза Кузнецова, жена и муза режиссера, была признана на московских гастролях одной из звезд ивановской труппы.
Все эти воспоминания - дань благодарности судьбе за то, что в нашем театре работал такой режиссер, что актеры приобретали сценический опыт при нем, что впоследствии дало возможность говорить об ивановской актерской школе как об одной из самых профессиональных в опереточном мире.
Сам же Борис Матвеевич остался в нашей памяти выдающимся и обаятельнейшим человеком, совершенно чуждым тщеславия и снобизма. Для него театр был и оставался средой обитания. Но важно подчеркнуть другое: он не только жил в этой среде, но и сам создавал ее вокруг себя.
Ирина СКВОРЦОВА
-
ГБУ "Ивановский музыкальный театр" 153000 г. Иваново, пл.Пушкина, д. 2Касса: +7 (4932) 30-16-76Администрация: +7 (4932) 30-87-59
ТЕАТР - УЧАСТНИК ПРОГРАММЫ "ПУШКИНСКАЯ КАРТА"