Память
Адамов Константин Максимович
ТРЕЩИНА НА ЗЕРКАЛЕ
В гримерке у Константина Максимовича было зеркало с едва приметной трещинкой. Для многочисленных поклонников, приходивших к Адамову выразить свое восхищение после очередного спектакля, она была почти незаметна. Опасение вызывала суфлер Любаня: она так преданно служила актерам, так благоговейно устраивала их быт, что, увидев, непременно поменяла бы зеркало на другое - без дефекта.
Но трещинка приносила Адамову счастье. Перед каждым спектаклем он обязательно проводил по ней пальцем, словно гладил. В последнее время ему казалось, что от неудач трещинка росла, при успехе - уменьшалась. Адамов был суеверен и перед каждым выходом на сцену мысленно просил трещинку не расти. Впервые он заметил трещинку в 1937 году. Шел спектакль «Три мушкетера». Адамов играл иезуита Бридена. Спектакль был поставлен без особой выдумки, зато дорогие костюмы, громоздкие декорации и имя Дюма делали сборы. Роль была небольшой - выходя на сцену, Адамов откровенно скучал. А тут еще Герман Савельев, играя Портоса, вдруг начал хохотать без остановки, ломая режиссерскую партитуру, словно хотел заполнить своей неуемной энергией всем заметные темпоритмические «прорехи» спектакля. И Адамов почувствовал, что больше не может ходить по сцене заданной походкой, говорить чужие, не совсем понятые ему слова. Неожиданно его Бриден начал сочно ругаться, плотоядно потирать сухие когтистые руки и выделывать такие танцевальные па, что музыканты в удивлении привстали в оркестровой яме.
Адамов успокоился, только уйдя за кулисы. Провожал его гром аплодисментов.
А через день появилась в «Рабочем крае» статья о спектакле и о безобразном переигрывании и отходе от реализма актера Адамова. Вместе со статьей на зеркале и появилась трещинка. Константин Максимович несколько раз перечитал обидные для него слова, он никак не мог взять в толк, как не понял критик причин его выходки, актерского бунта против серой режиссуры...
«А еще псевдоним себе выбрал - «Вальсингам», - усмехнулся грустно Адамов - мудрым председателем из пушкинского «Пира во время чумы» прикрылся...»
Константин Максимович Адамов работал в Ивановском театре оперетты с первого дня его открытия. До Иванова ему пришлось поработать на Дальнем Востоке, в Сибири, Москве, Киеве, Одессе. Начинал он актерскую деятельность в труппе Долина как драматический актер. Сыграл Аркашку в «Лесе» Островского, Бубнова в «На дне» Горького, Шмагу в «Без вины виноватых». В театре Долина было два направления - драматическое и музыкальное. Ставили 20 премьер в месяц! Актер, не занятый в драматическом спектакле, мог в тот день играть в оперетте. В труппе Долина Адамов и сменил амплуа, стал артистом оперетты.
Он часто вспоминал то время, когда приходилось работать на износ. Но какую крепкую актерскую технику это позволило выработать! Были и совсем абсурдные вещи: в арии из оперетт порой приходилось вставлять переложенную в стихи рекламу бакалейных и мануфактурных фирм. За рекламу антрепренер получал от фирм неплохие деньги. Приходилось и Адамову в роли лейтенанта Шамплатро из «Мадемуазель Нитуш» в изящных, выдержанных в духе старинного гавота куплетах «Ангел вы мой» прославлять мыло местной мыловарни, за что мальчишки долгое время, завидев его, кричали. «Мыльный ангел идет!» Оттого и сбежал он из театра Долина.
Ивановская сцена принесла Адамову успех. Лучшие роли созданы им в нашем городе: фабрикант Гизен («Белый конь»), фельдфебель Булдырин («Последний чардаш»), губернатор Оллендорф («Нищий студент»), сенатор Гариссон («Ярмарка невест»), Цыбуля («Сорочинская ярмарка»), вице-король Перу («Перикола»), дед Нечипор («Свадьба в Малиновке») и граф Кутайсов в «Холопке»... Кутайсов был признан лучшей ролью Адамова. Сам он считал, что львиной долей успеха обязан блистательной партнерше (роль Виолетты играла юная Л. Адамантова). Сцена, где он говорил Виолетте о своих поэтических чувствах и пел изящный мадригал, а потом приглашал ее танцевать, шла на небывалом подъеме. И зритель на некоторое время забывал о вероломстве графа.
«В «Холопке» этот способный артист злоупотребляет эксцентрикой, в которой не разберешь даже, что от автора и что отсебятина. Нужна более серьезная трактовка образа. Адамов был бы хорош, если бы ту реалистическую манеру игры, которой он держится в первых сценах, сохранил на весь спектакль. Все же, с приведенной выше оговоркой, роль в «Холопке» надо считать лучшей у Адамова».
(А. Вальсингам, 15 мая 1946 г.)
«Роль губернатора в «Гейше» поручена артисту Адамову, ничего нового артист в роль не вносит. Это все тот же шаблонный опереточный селадон с вихляющей походкой и довольно дешевыми трюками. Переигрывание стало чуть ли не системой у Адамова».
(А. Вальсингам, 9 января 1946 г.)
Трещинка на зеркале росла, и Адамов при помощи грима нарисовал на ней изящную виньетку. Конечно, кроме газетных рецензий, приходили письма от благодарных зрителей. Но письма он читал один или с друзьями, а газеты - весь город. Адамову все время хотелось встретиться с Вальсингамом, напомнить ему, что жанр оперетты имеет свою специфику, что буффонадные приемы в нем вполне приемлемы, что на «голом реализме» праздника не создашь, да и вообще за обвинение в отходе от реализма в 37-м сажали... Очень о многом хотелось поговорить. Но случай так и не представился. А сердце щемило все чаще и чаще.
Спасали полные залы, лавины аплодисментов которые сопровождали каждый его выход. Адамов как никто умел сочно подать реплику, рассмешить зрителя неожиданным трюком. А каких партнеров послала ему судьба! В «Свадьбе в Малиновке», создавая образ деда Нечипора, он любовался игрой М. Матвеева (Назар Дума), Г. Савельева (Атаман), Э. Мая (Попандолуло). А какие женщины блистали на сцене ивановской оперетты в его время: Людмила Адамантова, Ада Альская, Любовь Высоцкая... Адамов был уверен, что все эти актеры украсили бы сцену столичных театров. Да и сам он в каждой роли выкладывался полностью и совсем не щадил себя.
...После смерти Константина Максимовича вездесущая Любаня забрала бракованное зеркало. Только выкинуть его не решилась: ей казалось, что зеркало хранит в своей памяти разные лики актера, и большая трещина через все зеркало совсем не помеха.
В этот же вечер зеркало раскололось на две части. Любаня уверяла меня, что так же раскололось сердце блестящего актера.
Наталья Шутова.
-
ГБУ "Ивановский музыкальный театр" 153000 г. Иваново, пл.Пушкина, д. 2Касса: +7 (4932) 30-16-76Администрация: +7 (4932) 30-87-59
ТЕАТР - УЧАСТНИК ПРОГРАММЫ "ПУШКИНСКАЯ КАРТА"