Память

Савельев Герман Михайлович

артист-вокалист


ОН НАВСЕГДА ОСТАЛСЯ В ТЕАТРЕ

Есть актеры, которые даже после ухода из жизни навсегда остаются в театре. Это всегда личности неординарные, выходящие за рамки обыденности, полностью отдававшие себя театру. Герман Михайлович Савельев был одним из таких актеров.

Ураган 1917 г. вынес его, сына типографского рабочего, из родного Петрограда в революцию. Он был начальником дружины по охране ре­волюционного порядка, штурмовал Владимирское офицерское учи­лище, выбивая засевших там офицеров, а позже защищал город от Юденича.

Демобилизовавшись в 1921-м, возвратился в Петроград и пришел в театр. Савельев начал работать в театрах миниатюр: «Летучая мышь», «Пиковая дама», «Летний буфф». Он выступал рядом с молодой Р. Зеленой и опытным Н. Петровым, играл в скетчах М. Рейснера (отца легендарного комиссара флота Ларисы Рейснер), в их доме был пред­ставлен Н. Евреинову. Последний и привел его в оперетту.

В 1935 г. Савельев приезжает в Иваново, поступает на сцену театра Музыкальной комедии. У него было самое веселое опереточное амплуа - простак, подкрепленное взрывным темпераментом и неуемной жаж­дой жизни. Впрочем, Савельев никогда не замыкался в рамках одного амплуа. Зупан («Марица»), Помероль («Бал в Савойе»), Бони («Силь­ва»), Микки («Вольный ветер»), Пьер Тибо («Любовь актрисы»), Янко («Последний чардаш»), Франк («Летучая мышь»), Наполеон («Баяде­ра»), Робинзон Крузо («Клуб знаменитых капитанов») - это список луч­ших, по мнению рецензентов того времени и зрителей, работ актера.

Многие роли Савельев играл в дубле или в партнерстве с Эммануи­лом Исааковичем Майем. О том, что творили они в ролях Цвана и Дузеля в «Мартине-рудокопе», ходят легенды. А как играли Косого в опе­ретте из жизни фабричного Иванова «Шаль с кистями», этакого про­пойцу и полицейского агента, и сегодня рассказывают шепотом, уж очень их герой был похож на одного крупного милицейского на­чальника.

Герман Михайлович очень любил своих героев и добродушно по­смеивался над их слабостями. А сам был человеком решительным. В 1946 г. в городе проходила творческая конференция о репертуаре. Дана была установка: заклеймить «венскую оперетту». И клеймили, в том числе многие актеры. Сначала Савельев не встревал. Знал, что «против лома нет приема». И даже позволил себе пошутить над одной из актрис, которая призналась с трибуны о своем самом большом в жизни желании - сыграть колхозного передовика «Посмотрю я, голубушка, как ты со своей королевской статью и холеными ручками бу­дешь выводить арию свинарки Нюры». Но когда увидел, что режиссер театра Ю. Генин остался в одиночестве, ринулся ему на помощь. В те годы решиться пойти против «линии партии» мог или смельчак, или бе­зумец...

Вот еще эпизод из истории Ивановского музыкального театра. В де­кабре 1942 г. концертная бригада артистов театра отправилась на фронт. Из отчета бригадира фронтовой бригады Г. Савельева в обком профсоюза работников искусства. «Ввиду того, что стояла холодная погода и на воздухе нельзя было выступать, концерты проводились в немногих уцелевших избах... Изба наполнялась фронтовиками до от­каза, но вместить больше 100 человек никак не могла, а потому, чтобы обслужить как можно больше бойцов и командиров, я ввел сеансовую систему. Начинали концерты в 10 часов утра и заканчивали в 17 часов, доводя до 4-5 сеансов... За 24 дня бригада сделала 60 концертов».

Они выступали на передовой, не думая об опасности. Усталые, го­лодные, но безумно счастливые, вернувшись домой и отдохнув, снова попросились на фронт. Они - это А. Альская, В. Усольцев, П. Маркин, Н. Новичков, Е. Кочергина. Актеры ставили одно условие: поедут толь­ко вместе с Савельевым, с ним спокойно и безопасно.

Когда в июне 1945 г, на сцене театра проходил творческий отчет Германа Михайловича, посвященный 25-летию сценической де­ятельности, артисты придумали театрализовать биографию Савелье­ва, и фронтовые эпизоды туда тоже вошли. А во втором отделении пус­тили второй акт «Сильвы». Весь сбор поступил в фонд помощи детям погибших фронтовиков.

Я ни в коем случае не хочу идеализировать Савельева. Разным он был. И играл неровно. Строгий критик 30-40-х годов Вальсингам не раз ругал его на страницах газеты «Рабочий край». Иногда встречались и резкие обвинения. Говорят, что спокойный, воспитанный К. Станиславский после критических статей хватал пистолет и шел разбираться с критиком. Интересно, как поступал импульсивный и эмо­циональный Савельев?

Он очень любил театр, в котором работал. Вместе с краеведом Ю. Глебовым попытался написать историю театра, и она по сей день здесь хранится. Он мечтал написать книгу о своих партнерах, о режис­серах, с которыми довелось работать, о нашем городе, который стал ему родным. Не пришлось. В 1962 году его не стало.

Наталья Шутова

Контактная информация
Пушкинская карта
ТЕАТР - УЧАСТНИК ПРОГРАММЫ "ПУШКИНСКАЯ КАРТА"
Выберите раздел
  • Главная
  • История
  • Спектакли
  • Афиша
  • СМИ
  • Репертуар
  • Касса театра
  • Сцена театра
  • Наш коллектив
  • Память
  • Документы
  • Контакты
  • Гостевая книга
  • Культура для школьников
  • Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика