Память

Май Эммануил Исаакович

Заслуженный артист РСФСР (1955)

Родился в 1903 году в г. Двинск Витебской губернии.
Работал актером в театрах Ленинграда, Николаева, Свердловска.
Актер Ивановского театра музкомедии с 1935 года.
Умер в 1977 году.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

  • Тюремщик («Летучая мышь»)
  • Воляпюк («Сильва»)
  • Граф Безбородко («Жених из посольства»)
  • Филипп Ла-Туретт, шоколадный король («Баядера»)
  • Попандопуло («Свадьба в Малиновке»)
  • Кутузов («Голубой гусар»)
  • Наполеон («Терезина»)
  • Семен Семенович («Сирень-черемуха»)
  • Аким Акимович («Факир на час»)
  • Профессор психиатрии Карцев («Закон сердца»)
  • Слуга Поль («Званный вечер»)
  • Пчёлка («Девушка из Барселоны»)
  • Малхар («Жрица огня»)
  • Священник Антонио («Боккаччо»)
  • Пеликан («Принцесса цирка»)
  • Передряга («Роза ветров»)
  • Ельцов («На берегу Амура»)
  • Коломан Зупан («Марица»)
  • Ной Шампурия («Золотая рыбка»)
  • Альфред Дулиттл («Моя прекрасная леди»)
  • Богдан Сусик («Трембита»)
  • Косой («Шаль с кистями»)
  • Дузель («Мартин-рудокоп»)

ФРАЧОК, ГРИМОК, ТЕМПОК… И ВСЯ ЖИЗНЬ.

Эммануил Исаакович Май… Стоит произнести это имя, как люди, несмотря на прошедшие годы, начинают улыбаться! Одно появление этого актера на сцене Ивановского театра музыкальной комедии в 30-70-е годы прошлого столетия уже вызывало радостный смех и бурные аплодисменты в зрительном зале.
Актеры - народ честолюбивый, но одного честолюбия для такого жанра, как оперетта, мало. Тут нужны музыкальность, выносливость, искрящееся чувство юмора, крепкое здоровье. А как же иначе, когда утром надо играть нелепого "свиного короля" Зупана в "Марице", а вечером мудрого и храброго Кутузова в "Голубом гусаре", когда без проблем надо сесть на шпагат, спеть и станцевать одновременно, да еще постараться умело вести диалог с партнером, не сбиваясь с дыхания…
Эммануил Исаакович всем вышеперечисленным владел мастерски, дар перевоплощения был дан ему ему судьбой, а полная отдача на каждом спектакле - это уже от огромной любви актера к театру, в котором он играл, и от любви к зрителю, для которого он выходил на сцену.
Родом он из Беларусии, настоящая фамилия актера - Маймин, но для сцены больше подошел сокращенный вариант - Май. Сразу после окончания школы он пришел "поступать в актеры" в драматический театр Витебского дорпрофсожа, но взяли паренька только помощником режиссера, объяснив такое решение отсутствием у него актерской школы, да и на счет невысокого роста прошлись.. Так что азы актерского мастерства познавал Эммануил Исаакович из-за кулис.
Мечта перейти в актерский состав привела его в театр оперетты, но и тут ему было предложено поработать суфлером! Позже, рассказывая о своем прошлом, актер шутил: "Для меня переход из-за кулис в суфлерскую будку был большим шагом вперед: она располагалась на сцене, и моя голова, хоть и в актерской будке, но на сцене уже присутствовала!"
Не сразу, но своего он добился: работал актером в театрах Ленинграда, Николаева, Свердловска. В 1935 году Эммануил Исаакович приезжает в Ивановский областной театр музыкальной комедии.
У него был редкий голос - альтино. Он никогда не говорил громко, но всегда четко и грамотно, подкупал зрителей своей предельной естественностью и искренностью в любой роли. Вспоминают, что Май ни с кем не ссорился и в "закулисных войнах" участия не принимал. Первенство свое предпочитал доказывать мастерски сделанными сценическими образами. В разное время в театр приходили очень сильные и яркие комики, но на фоне Мая они чувствовали себя актерами второго плана и уезжали в другие города. Прекрасный комик Виктор Иванович Шалыгин однажды сказал Маю: "Моня, тебя, как собаку, переиграть невозможно!"
На сцене Ивановского театра музыкальной комедии Эммануил Исаакович сыграл пятьсот ролей - как пятьсот жизней прожил. Кажется не было в реестре профессий той, представителя которой он не исполнил бы на сцене: это и управляющий делами Семен Семенович в оперетте "Сирень-черемуха", лифтер-заика Аким Акимович ("Факир на час"), профессор психиатрии Карцев ("Закон сердца"), слуга Поль ("Званный вечер"), завхоз Пчёлка ("Девушка из Барселоны"), начальник полиции Малхар ("Жрица огня"), священник Антонио ("Боккаччо"), метрдотель Пеликан ("Принцесса цирка"), боцман Передряга ("Роза ветров"), бухгалтер Ельцов ("На берегу Амура"), свиноторговец Коломан Зупан ("Марица"), директор ресторана Ной Шампурия ("Золотая рыбка"), мусорщик Альфред Дулиттл ("Моя прекрасная леди"), бывший управляющий графа Богдан Сурик ("Трембита") и многие другие.
А как он играл атамана Попандопуло в "Свадьбе в Малиновке"! Появлялось на сцене "нечто": ноги колесом, лицо круглое, галифе на несколько размеров больше, чем нужно, голосок тоненький, походка суетливая, ручки загребущие, без смеха взглянуть нельзя, а как в сундук полез, деля с напарником награбленное, так зрители в истерике зашлись хохотом, чуть было следующую сцену не сорвали! Нигде и никогда я не видела такого исполнения роли Попандопуло.
Эммануил Май сыграл Наполеона в оперетте "Терезина", раздвинув рамки своего амплуа, сделав роль остро и выразительно. Его Наполеон был резким, порывистым, жестким, не терпящим противоречий, но вместе с тем умным и прозорливым человеком. В ролях исторических персонажей (а Маю приходилось играть и Кутузова) он добивался портретного сходства. Всегда гримировался сам, от предложений профессиональных гримеров отказывался: "Я свое лицо лучше знаю!" Всегда серьезно готовился к роли, перечитывал массу исторических источников, встречался с людьми по тому или иному историческому периоду.
Именно из уст заслуженного артиста РСФСР Эммануила Исааковича Мая наши актеры услышали старую актерскую присказку: "Оперетта - это фрачок, гримок, темпок… и вся жизнь". Фрачные роли стоят особняком в его творчестве. Удивительно, но всякий раз, когда перед нами возникал человек из высшего общества в его исполнении, через "фрачное забрало" проступало простое человеческое сердце, пред нами был человек со своими недостатками, комплексами, проблемами, но именно человек, а не схема. Это относилось к таким ролям, как князь Воляпюк ("Сильва"), граф Безбородко ("Жених из посольства"), Филипп Ла-Туретт, шоколадный король ("Баядера") и другие.
Создать портрет большого и зрелого мастера едва ли возможно на газетной странице. Но здесь случай особый. Для того чтобы оживить в памяти многих людей образ человека, о котором я пишу, достаточно просто произнести Эммануил Исаакович Май и добавить: "Помнишь, он тюремщика играл в "Летучей мыши"?" Реакция окружающих, их бесконечные воспоминания и будут лучшим памятником Актеру.

Наталья Шутова

Контактная информация
Пушкинская карта
ТЕАТР - УЧАСТНИК ПРОГРАММЫ "ПУШКИНСКАЯ КАРТА"
Выберите раздел
  • Главная
  • История
  • Спектакли
  • Афиша
  • СМИ
  • Репертуар
  • Касса театра
  • Сцена театра
  • Наш коллектив
  • Память
  • Документы
  • Контакты
  • Гостевая книга
  • Культура для школьников
  • Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика