Память

Альская Ада Александровна

солистка-вокалистка


РОЗОВЫЙ АНГЕЛ

Шел концерт для раненых бойцов в одном из ивановских госпита­лей. После обязательных сатирических куплетов, ритмической чечетки и сцен из спектаклей «Марица» и «Сильва» невысокая хрупкая женщи­на запела романсы на музыку Сергея Рахманинова.Согласно концертной программе она должна была исполнять сцену из оперетты «Сильва», но так уж получилось... и она пела романсы. Раненые бойцы слушали ее, затаив дыхание. А в дверях, глотая слезы, стоял «великий пересмешник» Ивановского музыкального театра актер Герман Савельев. Он плакал, никого не стесняясь, а женщина пела о любви и разлуке, о тяжести одиночества и о матери, которая дожда­лась возвращения сына после долгой разлуки. Ада Александровна Альская, актриса музыкального театра, в тот день получила известие о гибели своего единственного сына, который ушел на фронт доброволь­цем. Друзья отговаривали ее от участия в концерте, но она, словно окаменела, никого не слушала и твердила только одно: «Я должна быть там и должна петь».

Она пела. И кто знает, может, это и спасло ее, не дало отчаянию взять верх, наложить на себя руки; она пела так, словно выплакивала свою боль...

Потом были многодневные поездки на фронт в составе бригады ар­тистов музыкального театра, она выступала в 332-й стрелковой диви­зии, которая находилась на крайней западной точке Калининского фронта. Стояли декабрьские холода и, казалось, что голос Альской отогревал сердца тех, кто, может быть, завтра, как и ее сын, уйдет в «последний, решительный»...

Ада мечтала быть актрисой с детства. Еще ребенком она сыграла озорного мальчишку-лифтера в оперетте «Роза Стамбула» и навсегда решила связать свою жизнь с этим жанром. Но близкие люди отговари­вали ее: «Ты всю жизнь обречена играть субреток, зачем тебе это на­до?». И Ада, вняв увещеваниям родных, стала учиться балету.

Мечта девочки исполнилась, только работать в оперетте она начала как танцовщица. В Курске на гастролях тяжело заболела исполнитель­ница роли Стасси в «Сильве». В труппе началась паника, все билеты на спектакль были проданы, найти замену невозможно, как быть? Вот тут в кабинет директора театра вошла, а точнее, влетела маленькая артистка балета и сообщила, что знает наизусть весь спектакль, впро­чем, как и другие постановки театра. Директор оторопел и долго не мог в это поверить, но Ада стояла на своем и он решил рискнуть.

И был успех! Полноватый не по возрасту, с тяжелой отдышкой ди­ректор театра встал на колени перед девчонкой в розовом платье Стасси: «Вы мой розовый ангел! Вы спасли театр!».

А дальше, все как у всех: тяжелый труд, многочасовые репетиции, распевки, переходы из театра в театр. На сцену Ивановского музы­кального театра она впервые вышла в конце 1940 года. Одной из пер­вых ролей была Лиза в «Марице».

На ивановской сцене она сыграла Машу «Сирень-черемуха», Полю «Холопка», Дэзи «Бал в Савойе», Маркизу Сан-Клу «Вольный ветер», Варю «Москвичка», Мадам Бедерец «Марийкино счастье», Гапу «Свадьба в Малиновке». Особенно удавались ей отрицательные персонажи, такие как шпионка Киса «Раскинулось море широко», прожжен­ная авантюристка Джульетта в «Гейше», стяжательница сваха Евфимия «Шаль с кистями».

Ада Александровна, по воспоминаниям очевидцев, была человеком ярким, с сильной волей, оптимисткой по характеру. Ее любили в теат­ре, так как она не боялась браться за самое трудное, а порой и безна­дежное дело. На общественных началах работала она в отделе культу­ры Фрунзенского райисполкома.

Ада Александровна Альская умерла в Ленинграде, в Доме ветера­нов сцены. До последнего дня она помнила наш город и поддерживала связь с бывшими коллегами по сцене.

Наталья Шутова

Контактная информация
Пушкинская карта
ТЕАТР - УЧАСТНИК ПРОГРАММЫ "ПУШКИНСКАЯ КАРТА"
Выберите раздел
  • Главная
  • История
  • Спектакли
  • Афиша
  • СМИ
  • Репертуар
  • Касса театра
  • Сцена театра
  • Наш коллектив
  • Память
  • Документы
  • Контакты
  • Гостевая книга
  • Культура для школьников
  • Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика