Память

Коган Юрий Александрович

Заслуженный артист РСФСР

22 августа 1938 - 5 октября 2005, Иваново
Работал в театрах Горького (Н. Новгород), Сарова (Арзамас-16), Томска.
Актер Ивановского театра музыкальной комедии с 1971 года.

НЕ НАДО МНЕ ДИФИРАМБОВ

В редакционных архивах оказалась аудиозапись беседы с Юрием Александровичем, сделанная 3 сентября 2004 года, за год с небольшим до его ухода из жизни. (Юрий Коган скончался 5 октября 2005 года). Нам кажется, что фрагменты того интервью с выдающимся актером-простаком и режиссером могут представлять интерес для поклонников большого таланта артиста, для тех, кто до сих пор не может смириться с этой потерей, кто интересуется театром и его судьбой.
Юрий Александрович рассказал о том, как начиналась его актерская жизнь. Случилось это во время службы в армии, в дивизии под Нарофоминском. Конечно, воспитание кулисами проходило и раньше, поскольку Юра был выходцем из актерской семьи (дед - художник-гример, отец - талантливейший конферансье), но именно армейские будни выявили артистические дарования юноши.
Юрий Александрович, как всегда, остроумно вспоминал: лысых новобранцев в телогрейках выстроили на плацу и старшина Марченко скомандовал: "Кто с десятью классами - десять шагов вперед". Вышло порядочно народа. Далее прозвучал такой приказ: "У кого есть спортивные разряды - десять шагов вперед", а у Когана были разряды по боксу, гимнастике, он был чемпионом города по плаванью. "Кто участвует в художественной самодеятельности, кто имеет права моториста и т.д.?" - и снова Юрий делает по десять шагов. Когда же, по мнению старшины, перечень возможных достижений закончился, наш земляк оказался далеко впереди всего строя сослуживцев: "К концу переклички я ушел от всех к чертовой матери…"
Начальник штаба дивизии по фамилии Колтович подошел к Марченко и спросил, показывая на Когана: "Что это за разгильдяй? А ну-ка приведи его ко мне в штаб…" Привели, расспросили, выступал ли на сцене и не знает ли что-нибудь наизусть. Юрий Коган отвечал утвердительно, после чего его, приодев в офицерскую форму и снабдив сапогами большего, чем надо размера (подходящих для солдата-артиста не нашлось), отправили буквально на следующий день в Москву, на Всеармейский смотр чтецов-декламистов, который проходил на сцене Театра Советской армии.
"Вышел на сцену, - рассказывал Юрий Александрович, - она огромная, как в нашем музыкальном театре. Выступал спокойно, ничего не боялся: отец научил не наигрывать, не казаться лучше, чем есть, тогда сыграет нутро". Коган прошёл на второй и третий туры, оказался в финале и по результатам смотра-конкурса был награжден грамотой и медалью. Старшина Марченко, когда Юрий вернулся в часть, вздыхал, рассматривая награды: "Я двадцать лет служу и никакой медальки у меня нет, а ты, сопляк, смотри-ка…"
Естественно, столь быстро проявившиеся в самом начале службы таланты давали солдату Когану какие-то послабления, а вернувшись на гражданку, он пришел сначала в хор, "на подхват" в театр музыкальной комедии, затем не долго работал в драматическом театре, где и сделал окончательно жизненный и профессиональный выбор - в сторону искусства оперетты.
В его биографии были театры Нижнего Новгорода, Сарова (Арзамас-16), Томска, но самым любимым и долгим творческим пристанищем стал театр в Иванове, куда он пришел в 1971 году.
В интервью, на которое я сегодня ссылаюсь, Юрий Александрович так отвечал на вопрос об отношении к провинциальному театру: "Почти все столичные артисты вышли из народа, из провинции. Разве что Ширвиндт москвич, да еще кое-кто… Мне кажется, не имеет значения, где играет артист: если он что-то умеет, если есть данные от Бога, он будет играть везде. Самое страшное - это отсутствие ярких лидеров. (Напомним, что разговор состоялся пять лет назад, когда Ивановский музыкальный театр действительно переживал не лучшие времена.
Когда я был под началом у Бориса Матвеевича Бруштейна, знал, что я - у него, действительно его актер. Он был человеком скупым на похвалу, разве что похлопает по плечу после спектакля: это значит, что я сегодня нормально сыграл. Не надо было мне никаких разговоров, дифирамбов, воспоминаний обо мне. И уж не дай Бог скажут: "Блестяще!"
Иваново Юрий Коган считал вопреки чьим-то убеждениям, городом театральным: "Город-то ведь культурный, а культуру в театре поддерживают актеры и зрители. Дело-то это тонкое… Вообще-то театр - болотистое место: здесь запросто может затянуть того, кто неправильно в это болото ступил. И все, пропал человек, его не видно. Другие же стали лилиями, кувшинками, хотя бы камышом. Что же касается судьбы театра, то театр не может закончиться, потому что его придумали древние умные люди…"

ТАТЬЯНА ПОЛОСИНА

Рабочий край. 22 августа 2009г.

Контактная информация
Пушкинская карта
ТЕАТР - УЧАСТНИК ПРОГРАММЫ "ПУШКИНСКАЯ КАРТА"
Выберите раздел
  • Главная
  • История
  • Спектакли
  • Афиша
  • СМИ
  • Репертуар
  • Касса театра
  • Сцена театра
  • Наш коллектив
  • Память
  • Документы
  • Контакты
  • Гостевая книга
  • Культура для школьников
  • Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика