Шапка

jFontSize

A- A A+

Vinaora Nivo Slider 3.x








Александр Журбин: «У мюзикла свои законы!..»

 
     

Порядка двухсот эстрадных песен, пять симфоний, восемь опер, и около тридцати мюзиклов – творческий путь популярного композитора, заслуженного деятеля искусств России Александра Журбина удивительно разнообразен и интересен. Вряд ли в нашей стране найдется человек, которому не знакомы песни «Тучи в голубом», «Лошадка – жизнь» и, конечно же, рок-опера «Орфей и Эвредика», запись которой продана в количестве трех миллионов экземпляров. С нашим городом Александра Борисовича связывают многолетние теплые отношения. Какие? Об этом он расскажет нашим читателям в эксклюзивном интервью «Ивановской Газете»..

- Минувшей осенью на сцене Ивановского музыкального театра состоялась премьера Вашего мюзикла «Брак по-французски». Это далеко не первый опыт Вашего сотрудничества с нашим театром, на память приходят «Пенелопа», «Рождественский детектив». Видели ли Вы постановки нашего театра? Как Вы их оцениваете? Как Вам работается с нашей труппой?
- «Пенелопу» я видел в далекие времена, когда главным режиссером был замечательный Борис Бруштейн. Позднее на этой сцене были такие спектакли как «Мымра», «Биндюжник и король». Семь лет назад я приезжал в ваш прекрасный город на премьеру спектакля «Рождественский детектив». И вот теперь – «Брак по-французски».. Так что с Ивановским музыкальным театром меня связывают давние теплые отношения, чему я искренне рад. Это хороший театр – с хорошей репутацией, с хорошей историей. Я люблю здесь бывать, благо, что от Москвы добираться недалеко. Я всегда с радостью отдаю свои произведения Ивановскому театру и, кстати, забегая вперед скажу, что мы уже сейчас намечаем новый опыт сотрудничества. Я планирую, чтобы самая первая постановка моего нового мюзикла состоялась именно здесь.. Тем более, что с вашим городом меня связывают многолетние отношения. Впервые я побывал здесь в делеких 1970-х годах – именно в Иванове мною был написан ряд произведений. Видимо атмосфера здесь такова, что стимулирует к творчеству. Тянет вернуться сюда еще и еще. Наверное, не случайно в вашем Доме композиторов любили бывать и Шостакович и Прокофьев.


- Вы жили и творили в 1970-е, 80-е, 90-е, 00-е и 10-е годы. В какое время Вам было интереснее и комфортнее? Почему?

   
   

- Я полагаю, что все люди скажут однозначно – самое лучшее время, когда ты молод. У молодого человека много сил, жизненных планов и творческих проектов, здоровье позволяет много и плодотворно работать. С годами все как-то замедляется, ты не торопишься завоевывать свое место под солнцем – оно уже завоевано тобой и становится все меньше стимулов стремиться к новым высотам. Наверное, мои 70-е годы были для меня самыми счастливыми и плодотворными. В 1975-ом году мною была написана первая в СССР рок-опера «Орфей и Эвридика» в одночасье сделавшая меня знаменитым.. Чуть позднее была написана «Пенелопа», и многие-многие другие произведения. Вообще это было удивительно плодотворное время. Сегодня я работаю, конечно, меньше, но, все равно работаю и не собираюсь бросать это дело. Так что я полагаю, что и сегодня все хорошо.


- Наверняка, когда Вы начинали у Вас были свои кумиры – на которых хотелось быть похожим. Кто эти люди и изменилось ли Ваше отношение к ним с годами?
- У меня в жизни кумиров было очень много, и я полагаю, что это нормально, ведь кумиров и должно быть много. Они меняются со временем. Наверное, каждый год возникают новые, а старые отходят в тень и это тоже нормально. Но, в основном, мои любимые композиторы все те же, что и в годы молодости – Бах, Малер, Брамс, Рахманинов – это если говорить о серьезной музыке. А если говорить о музыке «полегче» – я до сих пор очень люблю Эндрю Ллойд Уэббера – автора рок-перы «Иисус Христос – суперзвезда!», люблю и многих других американских авторов о которых я часто пишу в своих статьях и говорю в радиоэфирах..

   
   

- Ваше творчество очень многогранно – здесь и эстрадные песни, и балет, и симфонии, и оперы, и, конечно же, мюзиклы. Какой из этих жанров Вам все-таки ближе и в чем секрет такой многогранности Вашего таланта?
- Знаете, я и впрямь люблю все жанры. И легкую музыку и серьезную. И оперы, и балет, и мюзиклы, и симфонию – все это я люблю. Но все-таки с годами я пришел к тому, что сейчас мне ближе и интереснее так называемая «серьезная музыка». Я вот сейчас написал несколько опер – они идут в Москве в серьезных оперных театрах. Недавно я закончил работу над новой симфонией.. А вот песни сегодня я практически не пишу – это уже мне стало совершенно неинтересно, да и песни сейчас в моде какие-то другие. Я такие писать не умею, и не хочу учиться, а серьезную музыку мне писать очень интересно и, кстати говоря, она пользуется успехом у определенной части аудитории.
- А за современной эстрадой Вы совсем не следите? Нет ли на Ваш взгляд новых интересных имен?
- Вы знаете, практически нет – не слежу. Да и телевизор вообще не смотрю, хотя сам иногда выступаю в телепередачах. Интерес к современной эстраде у меня совершенно угас и не думаю, что он вернется.
- В одном из интервью Вы сказали, что пишете «легко и быстро» - есть ли у Вас какой-то свой способ ловить моменты озарения?
- Трудно сказать. Думаю, что от меня это не зависит. Это идет от природы, от Бога, от генов.. Но тут надо уточнить, что хоть я пишу и быстро – пишу я редко. У меня, как и у любого, наверное, творческого человека, бывают большие периоды, когда я вообще ничего не пишу. А потом наступает момент – в голове рождается замысел, и я быстро-быстро фиксирую его на бумаге. Бывает, что весьма объемное сочинение я пишу за две-три недели, но перед этим я год думаю – и вот за это время все и рождается..

   
   

- Когда Вы пишете – на создание музыки Вас толкает интересный литературный материал, или же музыка для Вас первична?
- Меня часто спрашивают, что первично – музыка или стихи – сложно ответить на этот вопрос однозначно. В каждом конкретном случае это происходит по-разному. Случается, что рождается музыка, а потом поэт к ней придумывает стихи, а бывает и наоборот. А вообще, я много лет прожил в США и знаю, что на вопрос, «что сначала пишется – стихи или музыка», американцы отвечают: сначала – контракт!
- Я слышал, что Вам неоднократно предлагали создать мюзикл «Мастер и Маргарита» и Вы всегда отвечали категорическим отказом. Это опасения мистического ореола, которым окутан роман?
- С одной стороны – да, с другой – я считаю, что невозможно написать мюзикл «Мастер и Маргарита», в силу сложности и многоуровневости самого романа. По сути – там ведь несколько романов в одном и воплотить это в жанре мюзикла, не потеряв глубины, по моему убеждению, невозможно.
- Вы занимаетесь журналистикой и литературой. Ваши прекрасные статьи публикуют такие уважаемые журналы как «Русский пионер». А желания самому написать либретто для мюзикла у Вас никогда не возникало?
- Пока нет. Хотя в создании почти всех либретто своих мюзиклов я участвовал, что и отражено на афишах.
- Многие артисты к жанру мюзикла относятся весьма настороженно, полагая его чужеродным русской культуре, и, более того, разрушающим культуру оперетты. Что бы Вы могли им ответить?
- Они говорят полнейшую ерунду. У мюзикла – свои законы. Конечно, мюзикл - это не оперетта и не опера, не музыкальная комедия и не водевиль. Но это отнюдь не значит, что мюзикл что-либо разрушает. Наоборот, мюзикл - созидает. И естественно, что каждый, кто работает над мюзиклом, должен подчиняться его законам. Но, увы, у нас в стране до сих пор многие не понимают этого. Более того, неоднократно сталкивался с тем, как люди говорят, что они ставят мюзикл, а на самом деле они просто ставят спектакль с песнями. Но, будем надеяться, что когда-нибудь в нашей стране поймут, что такое мюзикл. Это очень непростой жанр, серьезный жанр, и я стараюсь сказать в нем свое слово.

Беседовал Константин Шаронин
Фото Екатерина Серкова
Ивановская газета, 31 января 2018г.

Joomla SEF URLs by Artio

ГБУ "Ивановский музыкальный театр"
153000 г. Иваново, пл. Пушкина, д. 2

Касса: (4932) 30-16-76
Директор: (4932) 30-19-26
Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика
Независимая оценка