Шапка

jFontSize

A- A A+

Лермонтов глазами Валентины Лисовской

 Газета "Рабочий край".

 

Настоящим подарком всем ценителям музыкального театра стало возрождение на ивановской сцене одного из лучших балетов Валентины Лисовской - “Маскарад”. Уникальный и завораживающий спектакль подтверждает старую как мир истину, что пластика, движение, жест могут быть красноречивее и значительнее слов.

Любители авторского балета и поклонники неукротимого творческого темперамента и фантазии Валентины Лисовской счастливы - спустя пять лет забвения потрясающий “Маскарад” вновь в репертуаре театра. Это красивый, с массой зрелищных хореографических номеров спектакль, обращенный к сердцу и разуму зрителя. Балетмейстеру удалось создать хореографическое полотно на собственное либретто, поражающее своей цельностью, логикой сценарной разработки, изяществом пластических решений.

Большую роль в успехе спектакля сыграл и хороший актерский ансамбль: солисты балета Артур Ижевский (Арбенин), Екатерина Титова (Нина), Евгений Гавинский (князь Звездич), Ирина Дмитриева (баронесса Штраль), Стас Ефимов (Незнакомец), Дмитрий Орехов (Казарин), Владимир Золотухин (Шприхт). Именно они помогли балетмейстеру рассказать зрителю на не самом простом из всех известных языков - языке пластики - трогательную и актуальную во все времена историю о низком и возвышенном, живущем в человеческом сердце.

Вообще, сам по себе вопрос перевода драматического произведения на язык танца – вопрос более чем интересный и неоднозначный. В конкретном случае Валентина Лисовская перенесла в мир своего балета главных героев лермонтовской драмы, ее узловые моменты, но вместе с тем достаточно сильно подкорректировала драматургическую первооснову (отравленное вино вместо отравленного мороженого - меньшая из вольностей, но визуально - более выигрышная!). Многое из привнесенного постановщиком как раз и позволяет оценивать спектакль как авторский! Смешав и выдумав события, Валентина Лисовская вводит в балетное полотно новых персонажей, которые становятся если не главными героями, то и не последними. Так, к примеру, откуда-то из пушкинской вселенной вдруг возникают три карты - Дама Бубен (Анастасия Ивентичева), Дама Пик (Маргарита Заболошина) и Дама Треф (А.Кузнецова) - олицетворение клеветы, интриги и измены. Символ фатальности и слабости человека перед лицом высших сил. Для них балетмейстером использованы, кажется, все существующие техники - гремучий коктейль из классики и modern dance.

В противовес им чистый и светлый мир главной героини - Нины - наполнен искренней верой во всепобеждающую силу любви. Этот мир Лисовская раскрывает через танцы Нины с ниткой жемчуга, символом чистоты и печали, ее душевным оберегом. Жемчужин танцуют шесть балерин. Это романтически приподнятые хореографические сцены, выдержанные в четких и ясных чертах неоклассики. Танцовщицы вдохновенно идут за постановщиком, демонстрируя женственность, обаяние, грусть одиночества и непонимания.

Изобретательна хореография партии Арбенина. Каждое его движение по сцене раскрывает перед зрителем гордеца, для которого самое важное чувство - чувство собственного превосходства над людьми. Однако для балетмейстера важен не столько процесс нравственного падения Арбенина, сколько его способность к раскаянию. Не случайно так подробно разработаны сцены сумасшествия главного героя (кстати, у Лермонтова Арбенин с ума не сходил!), а в прологе и эпилоге - это настоящее па-де-де классического балета.

Особо хочется отметить оформление спектакля, выполненное художником-постановщиком Натальей Хохловой (г. Самара). Она обладает редким даром "видеть" музыку и чувствовать хореографию, что позволяет ей воссоздать их эквивалент в декорациях и костюмах. Висящий над сценой огромный браслет в пурпурных отблесках - зловещий знак трагедии, а его уменьшенная копия в руках трех карт - адские оковы, в круг которых вовлекаются герои драмы. Все это волшебным образом держит зрителя в постоянном напряжении и обогащает образный язык хореографии, придавая балету философское звучание.

Константин ШАРОНИН


Joomla SEF URLs by Artio

ГБУ "Ивановский музыкальный театр"
153000 г. Иваново, пл. Пушкина, д. 2

Касса: (4932) 30-16-76
Директор: (4932) 30-19-26
Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика