Шапка

jFontSize

A- A A+

Ирина Ситнова: "Я люблю все роли"

(статья от 15 декабря 2005 г.)

СЧАТЬЕ С ЗАПАХОМ… СЕРОВОДОРОДА

Какое же это счастье: после долгих месяцев учёбы сесть в Горьком на поезд (конечно, любящие родители провожали), приехать в Иваново (конечно, любящие тётушки встречали), а потом вместе с тётушками отправиться в деревню Хрипово, что в Родниковском районе, и почувствовать при приближении к бабушкиному-дедушкиному дому запах сероводорода, идущий от речки Постна. Откуда он брался, она, школьница, не знала. Может быть, в  речку спускало промышленные отходы какое-то предприятие, но именно с этим, не слишком приятным запахом у нее ассоциируются детские, самые крепкие представления о счастье.
Детство Иры-артистки, как ее нередко называли окружающие, было богатым. Богатым на теплейшие родственные отношения, богатым на уходы в поля, леса, где она постоянно пела, богатым на запахи сеновала в сарае серого цвета, куда набивалась ночевать куча ребятишек, двоюродных братьев и сестёр, богам на радостных беспричинный смех, которым люди умеют смеяться только в самые младые и юные годы, богатым на грибы и ягоды, на телят и козу Розку. Это была сказка, "Плёнку", с записью которой она без конца крутит сама перед собой, растворяясь в красоте без конца и без края. Вот недавно она встречалась с двоюродной сестрой Валей из Родников, так обе говорили: в Хрипове прошли самые прекрасные дни их жизни…
Но и дома, в Горьком, всегда хорошо было после деревенской вольницы. Хорошо было в гостеприимном доме, перед которым раскинулся сад, выращенный руками мамы и папы. Рос в том саду даже виноград… Мама и Папа, Таисия Федоровна Теплова и Николай Николаевич Ситнов, выпускники Костромского текстильного института, приехали по распределению в Горький, где и родились их трое детей - два сына и дочка Ира, средненькая. Папа прошёл путь от помощника мастера до директора текстильного комбината "Красный октябрь", мам работала инженером, но нисколько не утратила своей скромности, внутренней и внешней тишины, доброжелательности, став женой директора. Мама Иры была при этом и очень веселым человеком, и вместе с мужем создала замечательную дружную семью.
Перед папой дочка благоговела: он казался ей самым умным, самым правильным и справедливым. Ей редко приходилось слышать папины телефонные разговоры с кем-то по производственным вопросам. Только с возрастом она смогла сформулировать для себя, что эти разговоры были очень аргументированными. И во время застолий в хлебосольной семье Дочке нравилось, как папа разговаривал с людьми.
После школы Ира год трудилась на комбинате чернорабочей, потому что ей еще не исполнилось восемнадцати, а в те годы считалось, что вокальному искусству человек должен обучаться, перешагнув именно этот возрастной рубеж. И когда слышала в цехе: "Ситнов идет!", "Ситнов умница!", переполнялась законной гордостью за отца. Спустя годы, она как-то перебирала документы Николая Николаевича и та же гордость поднималась в душе: во всех аттестатных корочках стояли только отличные оценки.
А как мама, папа и их гости пели, как божественно, стереофонично звучало фортепиано "Шредер" в гостиной! Иногда глубоким вечером, когда сонная дочь уже отправлялась в кровать, мама тихонько подходила к ней и просила спеть для гостей, потому что об этом просил папа. Дочка выходила, пела, а папа стоял в дверях и плакал…
А пела и изображала она всё подряд. Да и то сказать, какая музыка, какие песни наполняли легендарные советские фильмы, как хотелось эти песни петь самой! И вот -  восемнадцать лет, поступление в Ивановское музыкальное училище. А потом - встреча  в нашем городе с артистом театра музыкальной комедии Юрием Коганом, возвращение в Горький, где муж работал в театре, а жена училась в консерватории. Возможно, и не случилась бы в жизни Ирины Ситновой сцена оперетты, но она понимала, что путь с Юрием Коганом у них один, что служить на сцене надо вместе. Четыре года совместной работы в Сибири, в Томске-7, а 1971 году - окончательный и бесповоротный переезд в Иваново с подраставшей дочкой Оленькой.
 

ОТ ЛИРИЧЕСКОГО ДО КОМИЧЕСКОГО

Когда ей говорят о какой то особой её красоте, Ирине Николаевне это смешно. Она человек самокритичный и никогда не имела завышенный представлений о своих внешних данных. Да и роста небольшого…  Однако уже в Томске играла не только лирических героинь, но и героинь, в том числе Сильву. Так много у Ситновой было внутреннего темперамента, задора, обаяния, умения выйти "за оболочку" образа и развить его, столь неповторимого тембра был голос, столь ярко блестели изумительные серо-зеленые глаза, что режиссеры и критики (что уж говорить о публике!) признали за ней право играть, в том числе и героинь. А уж когда она сыграла Пенелопу на ивановской сцене, никто и не вспомнил о малом  росте…
О ней много писали, у нее появился широкий и надежный круг поклонниц и поклонников, она последовательно и уверенно набирала творческие очки и расширяла диапазон ролей: спустя годы один из ее бенефисов так и назовут - "От лирического до комического". До сих пор поражает ее голос - мягкого тембра полётное сопрано. Сколько женского сердца, только ей присущего лиризма, добра актриса отдала своим героиням Сильве, Пенелопе, Розалинде, Роз-Мари… Но всегда в репертуаре Ирины Ситновой были каскадные и характерные роли: комическая Проня из водевиля "Дамских дел мастер", хитроумная Паулина из спектакля "Страсти "святого" Микаэля", Аграфена Савична из оперетты И. Дунаевского "Женихи". Отдавая свой природный юмор и органичность характерным персонажам, свое сердце актриса бережно тратит на создание прекрасных женских судеб…" Жаль, что нынешнее поколение зрителей музыкального театра не слышало монооперу Ф.Пуленка "Человеческий голос", блестяще исполненную когда-то Ириной Ситновой: она показала себя не только вокалисткой, которой не надо прятаться за спины партнеров, но и глубокой драматической актрисой, которой подвластны тонкие психологические нюансы. Оперетта - это не только "попеть и попрыгать": Ирина Николаевна доказывает это на протяжении почти тридцати пяти лет служения ивановской сцене, соединяя в своей игре вокальные данные и актерское мастерство. "Актрисе подвластны лирика, юмор, гротеск, буффонада, она с присущим ей вкусом и тактом носит колпак шута и корону царицы - и всегда это убедительно и достоверно…"
О драматичности дарования И. Ситновой говорили и двадцать пять лет назад , после первой Памелы в спектакле "Американская комедия" по пьесе Д.Патрика. А в нынешнем году актриса дала еще больше оснований для подобных суждений, сыграв роль Памелы Кронки во второй раз. И хотя постановка нынешнего сезона вызвала неоднозначную реакцию публики, Ирина Николаевна с удовольствием исполняет эту роль, потому что хорошую драматургию в жанре оперетты встретишь нечасто.
И тогда, и сегодня героиня Ситновой, Памела, старше самой актрисы, но ее этот факт нисколько не смущает. Давным-давно режиссер театра Ирина Александровна Дубницкая мягко преподала ей урок на всю жизнь, не назначив в одном из спектаклей на роль, на которую Ситнова рассчитывала. Когда артистка пришла к ней с разговором о том, что в некоем другом театре артистка ее лет еще играет молодых девушек, режиссер ответила: "Ирочка, это не делает ей чести…"
Так в репертуаре И. Ситновой стали появляться комические, характерные, а затем и возрастные роли. Лучше уж, считает она, зритель пожалеет, что она рано перестала играть девочек, нежели она будет смешна в такой роли. "Любой женщине надо понимать, что существует возраст, а уж актрисе - тем более. Только бы роли давали…"
Она берется за любую роль независимо от объема, независимо от положительности или отрицательности героини. Главное - чтобы было что играть, чтобы был характер, его развитие, конфликт, чтобы зритель запомнил твою роль. Вот сейчас , например, Ирина Ситнова репетирует небольшую роль "дуры" служанки в "Мадемуазель Нитуш" - и ни сколько не комплексует по этому поводу.
Много лет работают рядом с нею постоянные надежные партнеры - нар. арт. России Владимир Келин, засл. арт. России Валерий Пименов… Ей повезло и на хороших режиссеров: Ирина Николаевна называет среди них Бруштейна, Дубницкую, Нанобашвили, Лагоду, Пименова. Она дисциплинированная актриса, жадно впитывающая идеи постановщика, ей нравится, когда режиссер четко представляет себе будущий спектакль, хорошо объясняет замысел актерам, потому что тогда и она явно понимает, в каком пространстве надо работать, какую жизнь хочет прожить.
Таков в ее представлении идеальный режиссер. И раз уж мы заговорили однажды с Ириной Николаевной об идеальных представлениях, хочется немного на этом остановиться. Идеальный дирижер для нее - это дирижер, который не просто выполняет свою работу в оркестровой яме, но и играет вместе с тобой на сцене. Она вспоминает Хоруженко, Цигельмана… Идеальный зритель - "тот, который мой, который вместе со мной переживает, плачет и смеется". А идеальный день - это день, когда ничего не болит, а за окном - прекрасная погода. Впрочем, заметила Ирина Николаевна, плохой погоды не бывает, потому что жить ей хочется всегда - и в дождь, и в снег, и в зной.
 

ПРОГРАММА СЧАСТЬЯ

Какая она, программа счастья народной артистки России Ирины Ситновой? Сказать, что ее жизненный путь был усыпан исключительно розами - значит сказать неправду. Распался первый брак, но потом судьба свела с замечательным, по ее словам, человеком, Владимиром Лазаревым, который тоже работает в театре - начальником монтировочного цеха. Много лет они вместе и (тьфу-тьфу-тьфу!), Бог даст, пробудут вместе еще долго. А о том, что супругов связывают самые искренние и теплые отношения, вам скажет любой в театре, или хотя бы тот факт: когда отгремели аплодисменты после недавнего спектакля-бенефиса "Дорогая Памела", первым на сцену с огромным букетом цветов поднялся именно муж Ирины Николаевны.
"В нашей профессии, - говорит актриса, - многое идет на преодолении". Есть ли на свете люди без 
личных проблем, много ли среди нас абсолютно здоровых людей? Но сидящих в зрительном зале не интересует состояние актеров - они пришли в театр совсем за другим. И Ирина Ситнова смолоду умела с достоинством выходить из любой сложившейся ситуации: к этому обязывают и профессия, и нравственные установки. Раз встал на тернистый актерский путь - без плача и надсады переноси все его трудности, в том числе и мизерную зарплату.
Ирина Николаевна очень веселый человек, любит посмеяться, любит хорошую шутку, не обижается,  когда коллеги по-доброму подсмеиваются над ней.  Любит многое и многих - оттого ей и радостно жить. У нее много друзей, а самая любимая и близкая подруга - Маша Кольцова, когда-то игравшая в нашем театре.
С некоторых пор Ирина Николаевна старается не допускать до себя, до своей души вещи, которые могут выбить ее из колеи. Встречаясь по жизни с людьми, "напичканными" отрицательными эмоциями, мысленно отпускает перед собой занавес и старается с такими людьми не общаться. Не приемлет таких качеств, как зависть, злость, зазнайчество и занудство: обладатели этих качеств, по ее твердому убеждению, укорачивают жизнь и себе, и окружающим. Рада, что в что в настоящее время не является членом "художественно-оценочных" театральных структур, что усвоила с годами мудрость известного изречения: худой мир лучше доброй ссоры. И часто ли вы услышите слова о самовоспитании? А Ирина Николаевна из произносит: "Самовоспитанием надо заниматься всю жизнь".
 
 
Наверное, она достигла того состояния, которое называется внутренней гармонией.  Этому способствовала, как нередко бывает, и болезнь: преодолев ее, актриса стала больше ценить вещи, несущие в себе абсолютную ценность: семью, друзей, правду, цветы, небо, тишину…
Дорогая, талантливая наша Ирина Николаевна! Уверены, что вы еще неоднократно дадите нам повод рассказать читателям о новых ярких ролях, о новых гранях вашей жизни. Мира вашей семье, вашей душе и вашему театру!
 
Татьяна ПОЛОСИНА
Рабочий край, 15 декабря 2005 г.
Joomla SEF URLs by Artio

ГБУ "Ивановский музыкальный театр"
153000 г. Иваново, пл. Пушкина, д. 2

Касса: (4932) 30-16-76
Директор: (4932) 30-19-26
Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика